Классификация дефектов рельсов
Наименование дефекта и основная причина его появления и развития |
Расположение дефекта по длине рельсов |
Кодовое обозначение |
Схематическое изображение дефекта |
Отслоение и выкрашивание металла на поверхности катания головки из - за недостатков технологии изготовления рельсов - волосовин, закатов, плен и т.п. |
В стыке Вне стыка |
10.1 10.2 |
|
Выкрашивание металла на боковой рабочей выкружке головки из - за недостаточной контактно -усталостной прочности металла |
В стыке Вне стыка |
11.1 11.2 |
|
Пробуксовка рельсов колесами локомотивов |
В любом месте |
14 |
|
Отслоение и выкрашивание металла на поверхности катания в закаленном слое головки |
В стыке Вне стыка |
17.1 17.2 |
|
Выкрашивание наплавленного слоя на поверхности катания головки рельса |
В любом месте |
18 |
|
Поперечные трещины в головке в виде светлых или темных пятен и изломы из - за них, вызванные внутренними пороками |
В стыке Вне стыка |
20.1 20.2 |
|
Поперечные трещины в головке в виде светлых или темных пятен и изломы из - за них вследствие недостаточной контактно-усталостной прочности металла |
В стыке Вне стыка |
21.1 21.2 |
|
Поперечные трещины в головке и изломы из - за них вследствие боксования, юза, прохода колес с ползунами или выбоинами |
В любом месте |
24 |
|
Поперечные трещины в головке и изломы из - за них вследствие ударов по рельсу (инструментом, рельсом о рельс) и других механических повреждений |
В любом месте |
25 |
|
Поперечные трещины в головке из-за нарушений технологии сварки рельсов |
В месте контактной сварки |
26.3 |
|
Закаточные трещины в закаточном слое металла головки |
В стыке Вне стыка |
27.1 27.2
|
|
Вертикальное расслоение головки из - за остатков усадочной раковины |
В стыке Вне стыка |
30В.1 30В.2 |
|
Горизонтальное расслоение головки из - за наличия скоплений неметаллических включений |
В стыке Вне стыка |
30Г.1 30Г.2 |
|
Трещины в головке в месте приварки рельсовых соединителей |
В стыке |
38.1 |
|
Волнообразная деформация головки рельса (длинные волны) |
По всей длине |
40 |
|
Смятие и вертикальный износ головки из - за недостаточной прочности металла |
В стыке Вне стыка |
41.1 41.2 |
|
Смятие головки внутреннего рельса в кривой из - за его перегруза |
В любом месте |
43 |
|
Боковой износ головки рельсов сверх допускаемых норм |
По всей длине |
44 |
|
Смятие головки из - за неравномерности механических свойств металла в месте сварного стыка |
В месте контактной сварки |
46.3 |
|
Смятие головки в виде седловины в зоне болтового стыка |
В стыке |
47.1 |
|
Короткие (3 - 12см) волнообразные неровности на головке рельсов - рифли |
По всей длине |
49 |
|
Расслоение шейки вследствие дефектов технологии изготовления рельсов |
В стыке Вне стыка |
50.1 50.2 |
|
Продольные трещины и выколы из - за них в местах перехода головки в шейку |
В стыке Вне стыка |
52.1 52.2 |
|
Трещины в шейке от болтовых и других отверстий в рельсах |
В стыке Вне стыка |
53.1 53.2 |
|
Трещины в шейке от маскировочных знаков, ударов по шейке и других механических повреждений и выколы из - за них |
В любом месте |
55 |
|
Трещины в шейке в месте сварного шва вследствие дефектов сварки и обработки сварного шва |
В месте контактной сварки |
56.3 |
|
Корозия шейки рельсов |
В любом месте |
59 |
|
Волосовины в подошве, трещины, выколы части подошвы и изломы из - за этих дефектов |
В стыке Вне стыка |
60.1 60.2 |
|
Выколы в подошве без видимых дефектов в изломе из - за некачественной ее обработки |
В стыке Вне стыка |
62.1 62.2 |
|
Трещины и выколы подошвы из - за ударов и других механических повреждений |
В любом месте |
65 |
|
Трещины в подошве из - за нарушений технологии сварки рельсов |
В месте контактной сварки |
66.3 |
|
Коррозия подошвы рельсов и коррозионно-усталостные трещины |
В любом месте |
69 |
|
Поперечные изломы рельсов из - за шлаковых включений и других дефектов макроструктуры |
В стыке Вне стыка |
70.1 70.2 |
|
Поперечные изломы рельсов вследствие прохода колес с большими ползунами и выбоинами |
В любом месте |
74 |
|
Поперечные изломы рельсов без видимых пороков в изломе |
В любом месте |
79 |
|
Изгибы рельсов при выгрузке с подвижного состава, ударах по рельсу и т.д. |
В любом месте |
85 |
|
Нарушение прямолинейности рельсов, допущенных при сварке |
В месте контактной сварки |
86.3 |
|
Другие, кроме перечисленных выше, дефекты и повреждения рельсов, (в т.ч. рельсы с дополнительными отверстиями) |
В стыке Вне стыка В сварном стыке |
99.1 99.2 99.3 |
99.1-2-3 |
Запрещается укладка в путь вновь рельсы обрезанные автогеном из - за нарушенной кристаллической структуры металла в месте среза - являются остродефектными по которым пропуск поездов запрещен.
Вес деталей для верхнего строения пути по маркам и типам
Рельсы
Тип рельсов |
1 п.м.п. |
25 м (с отв. на концах) |
Высота, мм |
Р75 |
74,41 |
1859,38 |
192 |
Р65 |
64,72 |
1616,00 |
180 |
Р50 |
51,67 |
1280,00 |
152 |
Р43 |
44,65 |
1105,11 |
140 |
Шпалы
Наименование |
Масса, кг |
Деревянная сосновая, пропитанная |
~ 76 |
Железобетонная |
265 |
Накладки
Тип |
Р65 */** |
Р50 |
Р43 |
Масса, кг |
23,78/29,5 |
12,36/18,77 |
9,49/16,01 |
Примерное кол-во в тонне, шт |
42/34 |
81/53 |
105/62 |
а, мм |
79/49 |
50 |
65 |
b |
220/130 |
140 |
160 |
c |
--- /350 |
290 |
270 |
d |
800/1000 |
540/820 |
470/790 |
* - в числителе 4 - х дырная,
** - в знаменателе 6-ти дырная
Подкладки
Тип |
Р65 */** |
Р50 |
Р43 |
Д |
7,56/132 |
6,20/161 |
5,12/195 |
КБ |
6,5/154 |
6,45/155 |
--- |
* - в числителе вес (кг) одной шт,
** - в знаменателе количество в тонне (шт)
Вес согласно СНиП IV-5-82 (Госстрой СССР)
Раздельное клеммно - болтовое скрепление к железобетонным шпалам
Костыли
Наименование |
L, mm |
Масса, кг |
Обыкновенный |
165 |
0,378 |
Пучинный |
280 |
0,609 |
Шурупы
Наименование |
DхL, mm |
Масса, кг |
Путевые |
24х150 |
0,53 |
Стрелочные |
22х170 |
0,54 |
№ п/п |
Наименование деталей |
КБ-65 |
КБ-50 |
1 |
Подкладка типа КБ |
6,5 |
6,45 |
2 |
Болт закладной М22х160 |
0,505 |
0,505 |
3 |
Гайка М22 |
0,135 |
0,135 |
4 |
Болт клеммный М22х75 |
0,26 |
0,26 |
5 |
Клемма промежуточная |
0,66 |
0,66 |
6 |
Прокладка под рельс |
0,19 |
0,19 |
7 |
Шайба двух витковая |
0,12 |
0,12 |
8 |
Шайба трех витковая |
0,19 |
0,19 |
9 |
Шайба плоская |
0,04 |
0,04 |
10 |
Втулка изолир. КВ-1-22 |
0,02 |
0,02 |
11 |
Прокладка под подкладку резиновая |
0,42 |
0,42 |
12 |
Гайка М27 , М24 |
0,22 |
0,16 |
13 |
Шайба стыковая |
0,093 |
0,068 |
14 |
Накладка двухголовая |
23,48 |
18,77 |
15 |
Болт стыковой М27х160, М 24х150 |
0,82 |
0,59 |
16 |
Клемма стыковая |
0,59 |
0,59 |
17 |
Шпала бетонная |
265 |
265 |
Скрепления стыковые
№ п/п |
Наименование |
Р75, Р65 |
Р50 |
Р43, Р38 |
1 |
Болт М27х160 |
0,82-0,87 |
- |
- |
2 |
Гайка М27 |
0,22 |
- |
- |
3 |
Шайба пружин.29, мм |
0,093 |
- |
- |
4 |
Болт М24х150 |
- |
0,59-0,63 |
- |
5 |
Гайка М24 |
- |
0,160 |
- |
6 |
Шайба пружин.26, мм |
- |
0,068 |
- |
7 |
Болт М22х135 |
|
|
0,45-0,48 |
8 |
Гайка М22 |
|
|
0,160 |
9 |
Шайба пружин. 24, мм |
- |
- |
0,049 |
Противоугоны
Наименование |
Тип |
Масса, кг |
Клиновые |
Р43 |
4,5 |
|
Р50 |
6,1 |
Пружинные |
Р65 |
1,28 |
|
Р50 |
1,15 |
|
Р43 |
1,01 |
Стрелочные переводы
Тип |
Марка |
Масса, кг* |
Р65 |
1/9 |
~ 13 500 |
Р50 |
1/9 |
~ 10 000 |
Р65 |
1/6 |
~ 8 500 |
Р50 |
1/6 |
~ 7 000 |
* - указан ориентировочный вес
Количество материалов на 1 км пути на
деревянных шпалах *
Наименование |
Р65 **** |
Р50 |
Р43 |
Нераздельное скрепление длина рельсов 25 м |
|||
Эпюра 1840 шпал/км |
|||
Шпалы |
1840 |
1840 |
1840 |
Подкладки |
28,5/3770 |
23,3/3770 |
19,5/3770 |
Костыли ** |
5,66 |
5,66 |
5,66 |
Накладки |
3,8/160 |
3,00/160 |
2,56/160 |
Болты путевые*** |
0,33/320 |
0,36/480 |
0,29/480 |
Эпюра 1600 шпал/км |
|||
Шпалы |
1600 |
1600 |
1600 |
Подкладки |
24,8/3280 |
20,3/3280 |
17,0/3280 |
Костыли |
4,93 |
4,93 |
4,93 |
Накладки |
3,8/160 |
3,00/160 |
2,56/160 |
Болты путевые*** |
0,33/320 |
0,36/480 |
0,29/480 |
При длине рельсов 12,5 м |
|||
Накладки |
7,61/320 |
6,00/320 |
5,12/320 |
Болты путевые*** |
0,067/640 |
0,72/960 |
0,58/960 |
Раздельное скрепление |
|||
Эпюра 1840 шпал/км |
|||
Подкладки |
35,6/3770 |
- |
- |
Шурупы |
8,29/7540 |
- |
- |
Клеммы ***** |
8,93/7540 |
- |
- |
Эпюра 1600 шпал/км |
|||
Подкладки |
30,9/3280 |
- |
- |
Шурупы |
7,2/6560 |
- |
- |
Клеммы ***** |
7,77/6560 |
- |
- |
Количество материалов на 1 км пути на
железобетонных шпалах *
Наименование |
Р65 |
Р50 |
Р43 |
Раздельное скрепление на железобетонных шпалах |
|||
Эпюра 1840 шпал/км |
|||
Шпалы |
1840 |
1840 |
- |
Подкладки |
25,9/3770 |
25,8/3770 |
- |
Болты закладные комплект |
7,37/7540 |
7,37/7540 |
- |
Клеммы ****** |
8,93/7540 |
8,93/7540 |
- |
Эпюра 1600 шпал/км |
|||
Шпалы |
1600 |
1600 |
- |
Подкладки |
22,6/3280 |
22,4/3280 |
- |
Болты закладные комплект |
6,42/6560 |
6,42/6560 |
- |
Клеммы ***** |
7,77/6560 |
7,77/6560 |
- |
* - в числителе указан вес в тонах, в знаменателе количество на 1 км пути
** - указанно количество при зашивке на пять костылей
*** - вес/количество стыкового болта в сборе с шайбой и гайкой
**** - для 4-х дырных накладок
***** - вес/количество клеммы в сборе с шайбой двух витковой и гайкой
Вес/количество закладных болтов указанно в сборе с шайбой двух витковой, шайбой фигурной плоской, текстолитовой втулкой и гайкой.
Вес/количество согласно СНиП IV-5-82 (Госстрой СССР).